18.02.2020

Программы, проекты

Программа «Уроки Деда Краеведа”.

Цель – расширение краеведческого кругозора учащихся.

Основные задачи:

  • Приоритетная – формирование потребности в изучении краеведения.
  • Просветительная – сохранение и популяризация историко-культурного наследия Якутии.
  • Воспитательная – патриотическое воспитание в современных условиях на примере и опыте выдающихся земляков.
  • Образовательная – приобщение учащихся к культуре, литературе, истории, биологии, географии родного края.
  • Информационная – предоставление систематизированной, достоверной информации по краеведению.

Краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению природы родного края.

Основным мероприятием является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия, организует их композиционное единство. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности и формированию навыков исследовательской работы. При составлении вопросов викторины каждый раз стараюсь акцентировать внимание на разных частях экспозиции краеведческого музея.

Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведения. Наиболее интересны детям занятия с музейными экспонатами – ребенок, трогая предметы старины, соприкасается с целой эпохой. Во время экскурсии по экспозиции достаточно обратить внимание детей на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать их поисковую деятельность. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями.

В конце года, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края” и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе года.

1.

Цикл  мероприятий к юбилейным писателям:

-Час поэта:«110 лет  сдр Сивцева Е.С. – Таллан Бүрэ» знакомство кн/в, обзор литературы.

-Час поэта: “60 лет сдр Парниковой А.А.-Сабарай Илгэ, поэтессы, члена Союза писателей РС(Я)”.

-Час поэта: 75 лет сдр С.А.Попова-Тумата поэта, прозаика, критика.

— Слайд-беседа о творчестке детского писателя В.А.Тарабукина.

—  Лит.-краев.час: “Чаҕылҕанныы Чаҕылыйбыт Чаҕылҕан”105 лет И.Д.Винокурова-Чаҕылҕана .

 

 

Январь

 

 

апрель

 

 

Февраль

 

ноябрь

 

июнь

 

Б-рь, шк/б

2.

КН/в, беседы и обзор книг-юбиляров: 105 лет «Дьадаҥы Дьаакып»  Никифоров В.В.-Күлүмнүүр.

85 «Күкүр Уус»  Суорун Омоллоон.  

Февраль

март

Б-рь

3.

«Сааскы кэм»  Амма Аччыгыйа громкое чтение по ролям

октябрь

Б-рь

4.

Интел.игра “Знаток родного края”

декабрь

Б-рь

5.

Провести комбинированный библиотечно-музейный урок: “Краеведческий музей им.И.Е.Винокурова”

апрель

Б-рь

Х-АИКМ

6.

“Наш край родной” слайд-викторина

май

Б-рь

Программа «Библиотечные уроки”

 

Главная задача библиотечных уроков — сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:

— ученики должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации;

— научить детей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках;

— приучать учеников к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;

— закреплять интересы к узнаванию окружающего мира, к школьным предметам.

Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но тем не менее, в измененной форме. Учителю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный урок в виде самостоятельной работы учеников над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у детей. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.

Главное задача библиотечного урока — выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

 

1 кл.

“Первое посещение библиотеки” знакомство с правилами пользования библиотекой.

Б-рь

2 кл.

«Правила пользования библиотекой и культура чтения”

Б-рь

3 кл.

«Книга в моей жизни – что она значит?» (урок-размышление);

Б-рь

4 кл.

«Умеем ли мы читать?» (урок-диспут);

Б-рь

5 кл.

«По книжным маршрутам библиотеки» история библиотек, визуальные экскурсии.

Б-рь

6 кл.

«Книга и чтение в жизни великих людей» (урок-беседа)

Б-рь

7 кл.

Когда появились 1 книги в Якутии?

Б-рь

8 кл.

Первый Якутский лингвист С.А. Новгородов

Б-рь

9 кл.

«Солнечная светлость книжной премудрости: профессия библиотекарь» (урок-информация);

Б-рь

Программа «Литература для детей”

 Используя разнообразные формы культурно-досуговых мероприятий с литературно-художественной тематикой в целом, библиотека вместе со своими читателями отметит литературные знаменательные и памятные даты.

Цели программы:

  • повышение статуса книги и чтения в обществе;
  • привлечение детей к чтению не читающей части
  • создание привлекательного образа библиотеки в глазах общественности

Задачи:

  • Привитие интереса к книге и любви к чтению, знакомство с лучшими произведениями литературы, используя инновационные формы и методы библиотечного общения;
  • Воспитание информационной культуры, приобщение к использованию новых компьютерных технологий;
  • Проведение массовых мероприятий, широких общественных акций по привлечению внимания к книге: книжных выставок, конференций, литературных праздников;
  • Привитие положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться ее услугами;
  • Разработка предложений и рекомендаций по продвижению и развитию культуры чтения
  • Помощь учебному и образовательному процессу.

Читатели будут знакомиться с творчеством писателей и поэтов, деятелей искусства и культуры, с лучшими произведениями литературы,  а также иметь возможности реализовать свой личный творческий потенциал и восполнить недостаток образовательного уровня и интеллектуального развития.

Реализация программы будет способствовать:

  • Знакомству читателей с лучшими произведениями литературы, с творчеством писателей и поэтов, деятелей искусства и культуры
  • Восполнению недостатка образовательного уровня и интеллектуального развития.
  • Возможности реализовать свой личный творческий потенциал.
  • Массовые работы для детей.

1.

Проект “Юбилей писателя – праздник для читателя” – циклы мероприятий:

 — слайд-шоу по книгам Аркадия Петровича Гайдара, русского детского писателя.

–кн/в-знакомство по творчеству  японского писателя Харука Мураками.

-кн/в и день творчества русского баснописца  Ивана Андреевича Крылова

– кн/в по творчестве русского писателя Ю В Бондарева

-кн/в и лит.уроки  по творчеству Юрия Карловича Олеши

 

 

 

январь

 

январь

 

февраль

 

март

 

март

 

 

Б-рь, кл.рук

2.

Конкурсно-игровая программа по творчеству писателя, фольклориста Павла Петровича Бажова “Малахитовая шкатулка”

январь

Б-рь

3.

 “Жизненное творчество Н.А.Островского” слайд лекция писателя

сентябрь

Б-рь

 

4.

Слайд-беседа “Вот так книга!” современная книга с необычным оформлением.

декабрь

Б-рь, кл.рук.

5.

“Кто много читает-тот много знает” литературно-позновательная игровая программа для детей

январь

Б-рь

6.

Записки о прочитанном “Читаем вместе, читаем вслух”.

февраль

Б-рь

7.

Литературный час о книгах, где главные героини девочки “Жила –была девочка”

март

Б-рь

8.

Цикл громких чтений: “Тысяча сказочных страниц”.

Сист. по четвергам

Б-рь, восп.

9.

Новости периодической печати. Реклама: Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас.

апрель

Б-рь

 

Программа:  «Наш дом — природа».

             Содержание программы направлено на достижение  цели экологического воспитания  школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

       Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных – формирование основ экологической культуры, системы  знаний об экологических проблемах современности  пути их разрешения;

воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек  экологически целесообразного поведения и деятельности,  здорового  образа жизни;

развивающих  —    развитие практических умений по изучению, оценке состояния   и улучшению окружающей среды своей  местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей  среды;

Проводимые мероприятия

Дата

Ответств.

1.      

Цикл мероприятий  и кн/в:

-День заповедников и национальных парков

-Всемирный день дикой природы

-Международный день Матери-Земли

— День Сардааны

 

11 января

 

марта

22 апреля

30 июня

Б-рь

2.      

“Сказки лесной опушки” 125 лет сдр  В.В.Бианки

февраль

Б-рь

3.      

Видео-викторина “Бережем природу”

март

Б-рь

4.

“Лекарственные травы” урок экологических знаний

сентябрь

Б-рь

5.

Видео-путешествие “Заповедными тропами”

октябрь

Б-рь

6.

“Этот удивительный и хрупкий мир” обзор у книжной выставки

ноябрь

Б-рь

8.

“Это земля твоя и моя”кн/в, беседа

апрель

Б-рь

9.

Акция: “Посади дерево”

май

Б-рь

Программа “Я имею права”

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания. Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность. Эта трёхкомпонентность используется мной в структуре построения патриотического воспитания.

При формировании патриотического сознания важно учитывать то, что наше общество весьма дифференцированно в своих взглядах, позициях, интересах. Взаимодействие, столкновение интересов, убеждений, позиций – современная реальность. Если мы хотим формировать человека способного жить в таком обществе, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с такими позициями.

Направления, которые  использую в системе патриотического воспитания: военно-патриотическое,  культурно-патриотическое.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

В механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у  учащихся представления об   узаконенном понимании этой меры, мы можем использовать, форму имитационной деловой игры.

                      Одной из основных задач  воспитательной работы является: Совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию.

Так как в последние десятилетия в России прошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной диференсации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского гражданского и патриотического сознания.

       В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений расположенных на территории поселка в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана Программа «Я имею права».

     Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
  • Изучение истории культуры Отечества и родного края;
  • Формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе;
  • Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.

 

1.

Час патриотизма “Флаг — России”

сентябрь

Б-рь

2.

Правовая игра “Своя игра”

октябрь

Б-рь

3.

Слайд-лекция:  «Главный закон России»

ноябрь

Б-рь

4.

“День Конституции РФ”кн/в, беседа

декабрь

Б-рь

5.

“Закон обо мне, мне о законе”  Час полезной информации

23 марта

Б-рь

6.

Тематическая выставка “Человек и его здоровье”.

Апрель

Б-рь

7.

Урок правоведения “Новые законы в законодательстве”

май

Б-рь